Православный календарь 11 июня 2017 года. Неделя Всех святых  Неделя Всех Святых, или День Всех Святых,
переходящий церковный праздник, празднуется среди православных христиан
в первое воскресенье после Троицы – Пятидесятницы, завершая таким
образом череду праздников, связанных с праздником Воскресения ХристоваВознесенияТроицыСошествия Святого Духа на апостолов.
Неделя в нашем обычном восприятии – семь дней от воскресенья до
воскресенья, но в церковнославянском понимании неделей называют
воскресенье, а эти семь дней – седмицей. Так что, чтобы не возникло
путаницы, сразу оговоримся: праздник этот длится один воскресный день. Сразу после праздника Недели Всех Святых в воскресный день с понедельника начинается Петров пост.
Длительность его зависит от дня празднования Пасхи и соответственно
Троицы. Идет Петров пост до 11 июля включительно, поскольку завершается
12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Значение праздникаВ
этот день мы прославляем и благодарим, и ублажаем в песнопениях
праздничных богослужений всех святых во всех чинах их: патриархов,
праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников,
исповедников, святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех
святых, но более всех и передо всеми – Невесту Неневестную, Богоматерь,
Царицу Небесную Приснодеву Марию.  Икона «Святая Троица»  Имена святых, которые своими подвигами восславили имя Господне, не все
сохранились ни в летописях, ни в памяти людской, так что Неделя Всех
Святых – это действительно День ВСЕХ Святых. Тем самым восполняется весь
сонм их, включая тех, для кого, особенно среди первомучеников, не
установлены особые празднования, нет специально для них созданных
молитв. Часто у посетителей нашего сайта возникают вопросы о том, когда и
как молиться святому, имя которого есть в святцах, но нет ни отдельного
дня совершения празднования, ни отдельной молитвы. День Всех Святых –
самый подобающий в этом случае момент, когда человек может вознести
благодарную молитву своему менее известному святому, а также Всевышнему
за то, что Он дал нам небесного покровителя, к которому мы можем теперь
обратиться за молитвенной помощью и с благодарственным словом. После праздника Сошествия Святого Духа на
апостолов вполне закономерно восславить всех, кто получил особый дар
Благодати Божией, став Его со-работником и здесь, на земле. Наши святые –
и чтимые всем христианским миром, такие, как равноапостольные царь Константин и царица Еленасвятители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский, Мария Египетская и Андрей Критский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Фома Аквинский и Франциск Ассизский, и те, что были почти что нашими современниками – святые митрополиты Иоанн Кронштадтский и Лука Крымский – духовный просветитель нелегкого времени и великий хирург, всех не перечесть, являют собой пример для подражания.  Икона «Спас Вседержитель»  Но как приблизиться к этому «будущему веку», под которым подразумевается
вхождение в Царствие Небесное? Каждый из святых принимает нас под свое
покровительство, которое, однако, не означает, что, кроме просьб, мы
можем себе позволить ничего более не делать, ну поблагодарить иногда за
помощь, что чаще забывается, как только проблемы решены. Наши святые
были к себе чрезвычайно требовательны, и эта строгость, эта
требовательность к себе в первую очередь должна передаться и нам. Нам не
повторить их подвигов, в некоторых случаях в этом уже нет такой
потребности, диктуемой временем, – особенно это касается тех, кто принял
мученическую смерть в давние времена гонения на христиан. Мы можем
найти другой путь, свой собственный, посильный и своевременный для нас.
Но стремиться следовать образцу их личностей, пытаться приблизиться к их
мировоззрению, учиться у них самоотверженной любви к Богу – нам вполне
по силам. Поэтому в Неделю Всех Святых мы вспоминаем их не только по
именам. Важно, как отмечают в этот день многие священнослужители
во время проповедей на праздничной Божественной литургии, знать и самые
подвиги святых, иметь перед собою их вдохновительные примеры и
осознавать то, какими благодатными дарами награждает Господь за
подвижническое и любовное служение Ему. Любовное – значит
ненасильственное, не через «не хочу, но надо», а добровольное,
сердечное, искреннее, ибо Он сам говорил: «Милости прошу, а не жертвы».
«Милость» же в переводе с некоторых славянских языков – «любовь», но
обозначает не частное чувство, не страсть, – а любовь и надмирную, и
общечеловеческую ко всему сущему. Такое сердечное чувство приносили
Присносущему Богу все святые от первых времен, от ветхозаветных пророков
до святых нашего времени, и оно сторицей возвращалось к ним, давая силы
и радость преодолевать искушения, труды и частые гонения в земном
существовании.  Икона Божьей Матери «Аз есмь с вами и никтоже на вы»  Вот так наши святые, их земная жизнь становились живыми, исторически
реальными примерами того, как каждый живущий после Пасхи, Вознесения и
Сошествия Святого Духа на
апостолов способен соединиться с Богом настолько, чтобы в известном
смысле обрести Царство Божие на земле. И в восхвалении святых наших в их
праздник вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста: «Не хвалите нас,
не воспевайте нас, а уподобьтесь нам». Хвалить, конечно, будем, и
воспевать станем – из благодарного чувства, но уподобиться им – это тоже
вид благодарности. Каждый святой – и учитель, и наставник, и нет
большей радости учителю, когда он видит, что ученик следует за ним, как
все они, начиная с апостолов, последовали за Христом.Апостолы
Христовы также были когда-то простыми, обычными людьми, имевшими обычную
биографию, их жизнь так продолжалась бы и закончилась бы «как у всех»,
если бы Христос не призвал их на служение и в ученичество. По этому
случаю владыка Антоний Сурожский в одной из своих проповедей в Неделю
Всех Святых говорил: «Это не только слава церковная, это зов, обращенный
к каждому из нас. Сегодня нас призывает Евангельское чтение,
вдохновляет Апостольское послание так любить Бога, чтобы стать Его
подлинными учениками. И это значит, что наша вера в Него должна быть и
изо дня в день становиться все более реально верностью, так, чтобы, видя
нас, видя, как мы живем, кем мы являемся, другие люди могли поверить,
что Христос пришел спасти мир и что стоит следовать за Ним как за
Учителем и другом».Икона Святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены  Иеромонах Симеон
(Томачинский) говорит: «Святость – это не почетная грамота за хорошо
прожитую жизнь, не аттестат с оценками, где одни только пятерки.
Святость – это свидетельство о том «да», которое однажды человек говорит
на призыв Божий, на веяние Святого Духа. Говорит не просто устами, а полным изменением своего взгляда на жизнь, исправлением своего бытия». Известно,
что у Бога нет времени, как его представляем мы, разделяя земную жизнь
на Прошлое, Настоящее и Будущее. У Бога есть лишь Вечность. Прославляя
всех святых, мы прославляем и тех, о ком пока есть только замысел Божий.
Он уже существует в Вечности мира горнего, ожидая часа, когда ему
надлежит воплотиться в земном бытии, в той человеческой личности,
которой еще только предстоит прожить земную жизнь и совершить свой
подвижнический труд во славу Божию до второго пришествия, которого
ожидают все души, как сказано в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и
жизни будущаго века». История празднованияИстория
празднования Дня Всех Святых восходит к концу IV – началу V веков, и мы
находим упоминание о нем в проповеди святителя Иоанна Златоуста, в
песнопениях преподобного Ефрема Сирина, где указывается твердая дата
праздника – 13 мая, в Сирии же в тот же период времени среди христиан
этот праздник отмечали в пятницу Светлой пасхальной седмицы.  Икона Святого Николая Чудотворца  В Римской империи День Всех Святых праздновался также по Ефрему Сирину –
13 мая, в этот день 609 года (по другим сведениям 610-го) Папа Римский
Бонифаций IV совершил освящение Пантеона, который в античное время был
святилищем языческих римских богов, и капище стало храмом во имя
Пресвятой Богородицы и всех мучеников. В VIII веке Папа Григорий III
изменил дату празднования на 1 ноября, совершив освящение одной из
часовен базилики Святого Петра во имя Всех Святых. Спустя еще столетие
Папа Григорий IV снова переменил дату праздника, установив его 31
октября, причем накануне следовало поститься. Но на Западе праздник,
который был установлен для поминания всех святых – и кто уже был
прославлен и известен, и тех, чье имя история спрятала от нас, и даже
тех, кому только предстояло прославить своей святостью Господне имя,
странным образом выродился – иначе не скажешь – в Хеллоуин, день разгула
всякой, отнюдь не благой, силы. Праздник, в общем-то, шуточный, но к
памяти Всех Святых имеет скорее противоположное отношение… В православии же восхваления святым полны красивейших эпитетов. Вот кондак и тропарь из праздничного богослужения.Тропарь, глас 4-й Иже
во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь
Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя
низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость. Кондак, глас 8-й Яко
начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи,
богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоцеЦерковь Твою,
жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.   Икона Святителя Спиридона Тримифунтского  В других песнопениях святых восхваляют как «непрелестными светилами».
Непрелестными – то есть теми, кого нельзя прельстить временными
радостями, которые рано или поздно обратятся в прах. В утреннем каноне их именуют «божественным облаком», ибо дух их
– как облако обнимает, окутывает престол Божий, и они «уясняют
церковное небо». За терпение их, страдания и стойкость их называют там
же «терпеливодушными», а в тропаре читаем, что кровью их, пролитой за
истинную веру, Церковь, которая здесь подразумевается как все ее члены,
украшается багряницей и виссом – драгоценными одеждами, символизирующими
одеяние Господне, ибо «дивен Бог во своих святых». На вечерне
поминают в паремиях ветхозаветных святых, предвосхитивших новозаветные
события, читая стихи из пророка Исайи и Премудростей: «Мои свидетели,
говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал» (Ис. 43:9–14); «А души
праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных
они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас
– уничтожением; но они пребывают в мире» (Прем. 3:1–9) – нет страха
быть уничтоженным на земле, если в руке Божьей обретается Вечность, и в
этом отрывке слышится пророчество о первомучениках христианских.
«Праведники живут во веки; награда их – в Господе, и попечение о них – у
Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки
Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею» (Прем. 5:15 – 6:3), и в этом – обещание праведникам Его, святым Его «жизни будущаго века» через Символ веры, который получит свое полное утверждение на Никейском соборе и веками будет звучать под сводами храмов и церквей.

Рубрики: Праздники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *