Поздравляем всех православных христиан с началом Великого поста.Великий пост, который еще называют Святой Четыредесятницей, установлен в
память о сорокадневном посте Господа Иисуса Христа в пустыне, перед Его
выходом на проповедь Евангелия.Начало Великого поста в 2018 году приходится на 19 февраля. Начинаться
Великий пост может как весной, так зимой (самое позднее начало Великого
поста – 21 марта, самое раннее – 15 февраля), но всегда это время в
жизни христианина становится «весной духовной».Пост готовит верующих к двум важнейшим событиям в жизни Спасителя –
Страстной седмице и следующему за ней Празднику праздников – Светлому
Христову Воскресению, Пасхе Господней.
Общая продолжительность Великого поста в православной традиции
составляет 6 недель, с присоединением к ним седьмой – Страстной седмицы,
которая хоть и не является непосредственно частью поста, но, тем не
менее, неразрывно с ним связана. Ведь именно в Страстную седмицу
вспоминаются последние земные дни Господа и Его страсти.
Весь Великий пост является самым строгим в православии, но даже в нем
Церковь выделяет наиболее строгие недели – первую и Страстную.
По традиции, главному посту в году предшествуют несколько
седмиц (недель – в общепринятом понимании), каждая из которых
завершается особой неделей (воскресным днем).
Завершится подготовка к Великому посту в воскресенье 18 февраля –
неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье, воспоминание Адамова изгнания
из рая.
Великий пост в 2018 завершится празднованием Пасхи Христовой 8 апреля 2018 года.
Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих
повечериях читается покаянный канон святаго Андрея Критского. Канон этот
назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем
заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250
(в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста
канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к
Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной
Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому
благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца
– святаго Андрея Критского.
1. Великий покаянный канон – не единственное сочинение святого Андрея
Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские
церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея
Критского – более семидесяти.
2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит
целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть
распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были
придуманы им.
3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы
девятичастного канона – жанра церковной поэзии, своеобразной
поэмы-гимна. Как жанр канон пришёл на смену кондаку, который в древности
также был многострофной поэмой.
Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей
протяжённостью. Так, Великий покаянный канон – отнюдь не самый
пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же
VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно
сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь
прочитывалась полностью.
4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского Устава, который
предписывал петь Великий Покаянный канон на Пятой седмице Великого
поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда – он целиком
входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями
в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском
Уставе.
Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она
восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в
четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.
5. Изначально же Великий Покаянный Канон вообще не связан со временем и
богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это
сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография,
как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением
императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал
осуждение решений VI Вселенского Собора.
Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли
покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского
Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он
создаёт свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к
Богу.

Рубрики: Праздники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *