ВЕСЕЛЫЕ ПОМИНКИ ИЛИ КАК МЫ ВРЕДИМ ДУШАМ УМЕРШИХ
Что значит «поминки»? – поминовение. Какое поминовение? –
молитвенное. Мы вкушаем, Бога благодарим и молимся: «Господи, помяни…».
Ведь раньше-то как поминки устраивали, для кого? Не для себя и даже не
для самых близких. Их устраивали для нищих, чтобы помолились люди,
которые нуждаются в пище и которые находятся близко к Богу. Их молитвы
многого стоят. Если же человек за своего близкого выпил-поел, то он его
не помянул. И тем, что гостей неверующих на трапезу пригласил, не
помянул. Это все равно, что для младенца крестным брать неверующего
человека, который крестнику не даст христианского воспитания.
А помянуть человек может лишь искренне молитвой помолился.
Вот и надо стремиться собирать на поминовение верующих людей, церковных и
тех, кто может молиться. Необходимо собирать молитвенников, а не
знакомых и случайных людей. Поминовение – это ведь повод вспомнить о
смерти и о своем духовном состоянии. Если духовных плодов поминки не
приносят, то абсолютно никакого смысла они не имеют.
Во-первых, скажу об алкоголе. Алкоголь совсем неуместен на
поминках. Вот если бы рюмочки помогали бы усопшему, то пьяницы были бы
самые святые люди. Но мы знаем, что пьяницы Царства Божьего не
наследуют. Поэтому выпивать на похоронах не только не нужно, а даже
вредно для душ усопших. И надо приложить все усилия, чтобы свести к
минимуму наличие спиртного на столе, хоть это уже и стало негативной
«традицией».
Откровенно нелепыми могут показаться поминающим слова
«Похороны должны проходить без водки!» Многие ссылаются на то, что на
Руси такая традиция всегда была. Это неправда! Даже на свадьбах
молодоженам не давали алкоголя перед брачной ночью. А уж поминки и
подавно всегда были на особом попечении Церкви. И Церковь всегда учила,
что усопших алкоголем не поминают, и никогда это не поощряла. Только в
советское безбожное время, когда люди молиться перестали, стали
прибегать к помощи алкоголя. Ну, как еще было душу успокоить?..
По-другому ведь не умели, и, к сожалению, до сих пор не научились. И мы,
следуя этой «моде», продолжаем и поддерживаем традицию безбожников.
Если душа усопшего была светлая и пошла в места святые, то
душа «горюющего» таким образом из-за пьянства пойдет в свое время в ад, и
поэтому будет со светлой душой разлучена. А если душа усопшего уже в
темном месте определена, то надо помнить, что в этом месте нет единства:
там каждый поодиночке мучается, там все разлучены. Мы это знаем из
церковного учения.
Иногда после смерти близкого возникает такая ситуация, при
которой человек не может иначе справиться со своей тоской, кроме как
залить ее алкоголем или спрятаться от одиночества с помощью наркотиков. К
сожалению, это встречается нередко. Но в борьбе с этим горем выход
только один. Человеку необходимо понять, что с ним самим произошла беда,
что его душа погибает, и в его действиях нет никакой любви и пользы для
усопшего; более того, он сам идет в ад. Такой человек должен однажды
осознать, что только через благодатную жизнь церковную, он может
спастись и получить помощь. На пути, где алкоголь и наркотики после
смерти близкого используются, как возможность залить горе-тоску, человек
очень быстро может потерять не только здоровье, но и жизнь.
Таким образом люди просто пытаются уйти от реальности. Они
ведут грешную жизнь и лишнее напоминание о собственной смертности их
сильно пугает, и заставляет искать пути отрицания.
Многие не видят другого выхода. Они представляют мрак после
погребения тела человека, а о существовании души не ведают. А почему не
ведают – потому что не молятся о душе. Когда человек начинает молиться о
другом человеке, он начинает его чувствовать, обязательно возникает
взаимное духовное общение. А если не молиться, то появляется страшная
опасность тоски, горя, страха, которые могут вылиться либо в
алкогольно-наркотическую зависимость, либо в психические заболевания.
Нужно молиться хотя бы для того, чтобы избавить себя от этих страшных
духовных последствий. И своими молитвами вы не только спасете себя, но и
заодно окажете драгоценную помощь усопшему.
Когда человек пьет, он жалеет себя, пытается уберечься от
психотравмы. Алкоголь – это наркоз. Но наркоз не решает саму проблему.
Саму проблему с помощью алкоголя не решишь, смерти не познаешь и от
психологической травмы не уйдешь. Душе покойного этим нем более не
поможешь.
И не секрет, что зачастую питие на поминках ведет еще и к
антиобщественным проявлениям. Вроде все тихо-мирно садятся за
поминальный стол, а потом выпьют, что-то припомнят друг другу,
поругаются. Наши страсти не позволяют терпеть мнение другого человека,
обязательно нужно свой взгляд на вещи высказать, обязательно нужно
кого-то осудить. А если человек еще и алкоголем свой язык развязал, то
последствия поминок могут быть совсем неожиданными.
И вот когда все должны вроде объединиться в общем
молитвенном воздыхании и помощи усопшему, ради которого-то и собрались,
всё получается наоборот: разругались, осудили друг друга, а то и
подрались. И это вполне естественное следствие, ведь пьянство – это
добровольное безумие… Надо ли говорить, что душе усопшего через такие
«поминки» доставляется не радость и утешение, а величайшая скорбь.
Хотелось бы сказать и по поводу поминального меню. Яства на
столе – повод для удовлетворения собственного тщеславия. И ничего
более. Часто мы пытаемся из кожи вон вылезти, выложиться так, как будто
принесем этими явствами пользу усопшему, но это ему не нужно совсем.
По настоящей православной традиции на поминальном столе
должна присутствовать кутья – сладкое, зерновое (чаще рисовое) блюдо.
Крупа – это символ будущего возрождения, а ее сладость в кутье
символизирует сладость будущей вечной жизни. Над кутьей читается особая
молитва. С нее обычно начитается поминовение усопшего: дается по ложечке
всем, кто присутствует на поминках. Дальнейшая часть трапезы не имеет
обязательного характера, кроме, конечно, времени поста, который и на
поминках желательно не нарушать.
Очень важно, чтобы в постное время на столе была постная
трапеза. Это очень важно. Соблюдение поста – одна из заповедей Божьих. И
когда мы исполняем заповеди Божии, усопшему Господь дает утешение,
видя, что ради любви к нему люди приносят жертву ( а пост – это тоже
жертва). И Господь принимает эту любовь. Но даже если поминки не выпали
на время поста, какие-то кулинарные изыски все равно не только не нужны,
но и вредны. Помните, что поминки – это повод для молитвы, как мы
говорили, а не повод для чревоугодия, лакомства. Разнообразие блюд,
деликатесы отводят от молитвы, простая же пища настраивает на нее.
Именно поэтому пост благоприятствует молитве, потому что в это время мы
едим более простую пищу.
Другими словами, если мы хотим помочь усопшему, а не
удовлетворить свои страсти, то поминальная трапеза должна выстраиваться
по таким правилам: минимум алкоголя; в постные дни желательно постная
пища; в другие дни наиболее простая пища. Ту сумму, которую мы
сэкономили, отказавшись от богатой трапезы, гораздо разумнее потратить
на дела милостыни и милосердия ради усопшего.
Очень важно помнить, что главный смысл поминальной трапезы –
это именно молитвенное воспоминание об усопшем… А не собирание
родственников и знакомых, не обжорство, не гулянка.
Еще важный момент. Если мы хотим доставить усопшему
наибольшее утешение, то помимо молитвы важнейшей частью является
приуготовление к этой молитве Тайнами Церковными. Это значит, что перед
молитвой нам необходимо исповедаться и причаститься. Для усопшего это
величайшее утешение. Более сильной молитвы за усопшего невозможно
представить, чем когда мы приходим в храм, исповедываемся в грехах,
причащаемся и молимся. После того, как мы примирились с Богом и
ближними, наша молитва становится намного сильнее. После исповеди и
причастия мы наиболее близки к Богу, и потому наша молитва может
принести усопшему наибольшую пользу и радость.
И поскольку исповедаться значит, по сути, покаяться и
отречься от грехов, то лучше всего ради усопшего отказаться от какого-то
греха. Например, ради него перестать вовсе пить хотя бы 40 дней. И в
случае если человек не может молиться, такие действия с его стороны
будут приняты Богом как жертва, как молитва.
И еще – часто говорят: «Батюшка, а надо ли зеркала
завешивать?» Да смысла в этом-то особенного и нет, а вот телевизор
завесить хотя бы дней на сорок – вот это дело! После просмотра
телевизора невозможно молиться. У телевидения есть свой дух, своя
атмосфера. Даже в том, как ведущие ведут информационную программу,
прослеживается напыщенность и тщеславие. Вот включил даже те же новости,
посмотрел на телеведущих, и ты уже не молитвенник за усопшего. А уж
когда начинаются развлекательные программы, реклама и нелепые фильмы, то
все духовное в человеке начисто истребляется на долгое время. И для
души усопшего мерзко видеть нас перед телевизором, когда мы должны за
него усердно молиться. Теряется та самая связь, которую все мы так хотим
обрести, но сами же и разрушаем. То же можно сказать о всякого рода
увеселениях. Ведь раньше в течение 40 дней траура не было никаких
развлекательных мероприятий: в театр не ходили, старались пребывать в
особом молитвенном состоянии, чтобы не терять духовную связь с усопшим и
возможность ему помочь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *