АРТОС — ПАСХАЛЬНЫЙ ХЛЕБ
Слово артос ( в переводе с греческого языка — квасной хлеб) — общий
всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное
место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных
торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день
по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и
последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о
Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое
действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную
Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу,
они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и
полагали на это место хлеб.
Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник
Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение
того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом
жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый
венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или
изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее
церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю
Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и
после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях
этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о
Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери
вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в
первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На
солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают
артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно
освящаются.
В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на
раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе
ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во
всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний,
тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно
молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять
хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от
него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся
благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и
Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и
Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Артос раздроблялся в конце Литургии в субботу, 14 апреля.
Он при целовании Креста раздается народу как святыня. Употреблять Артос
нужно натощак, со святой водой, и с молитвой и благоговением.
Без рубрики
4 неделя Великого поста
В богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» Подробнее…