Воскресенье жен-мироносиц
Антоний, митрополит Су́рожский 2-е Воскресенье по Пасхе – (Мк.15,43–16,8) – 15 мая 1974 г.
Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх
смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца,
без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно,
благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и
жен-мироносиц.
Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос
проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и
возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему
ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос
оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит,
эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими
своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по
любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших
учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие
скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел
Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом
они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не
отказались.
И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них
была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости;
другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая
Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой
заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой
своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять
поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его
учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса,
отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.
Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении
Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который
стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви
Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о
котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и
Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех
отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему
принесите весть о прощении…
И когда эта весть дошла до него – как он устремился к
опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все
еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему,
что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже,
когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал
Христос, а только о том, любит ли он Его еще…
Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз,
крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не
спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей
истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий
Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может
сразиться со смертью – и победить.
И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по
отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым
близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об
убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько
любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого
Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен- мироносиц, у
предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот
устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и
своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.
А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце
холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь
всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара
слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.