Вознесение: на какое небо вознесся Христос?Что такое Вознесение? Какое отношение оно имеет к рассказу Евангелия от
Луки о перемещении Иисуса с земли в воздушное пространство? Почему по
одним евангельским свидетельствам Вознесение произошло в сам день
Воскресения, по другим — через сорок дней? А главное, какое отношение
это имеет к нам?


То, что Иисус Христос после Своего Воскресения взошел в тайну Бога, к
Отцу Небесному — это принципиальный пункт христианской веры, который
красной нитью проходит через новозаветные писания. Только апостол Лука
конструирует подробный и красочный рассказ об этом событии, тогда как
другие авторы говорят об этом более прикровенно. Но — говорят.
Начнем с того, что вообще самый цитируемый в Новом Завете ветхозаветный
текст — это слова 109-го псалма: Сказал Господь Господу моему: седи
одесную (то есть по правую руку, что в древнееврейской традиции
символизирует близость и доверие. — Прим. прот. К. Пархоменко) Меня,
доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс 109:1).
Эти слова, которые, кстати, попали и в наш Символ веры, встречаются в
Новом Завете почти два десятка раз. Идея о прославлении Иисуса рядом с
Богом Отцом зафиксирована самой древней допавловой традицией. Вот
тексты, которые апостол Павел принял в уже составленном виде: Он (Иисус)
уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и
по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и
смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого
имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных,
земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос
в славу Бога Отца (Флп 2:7–11).
Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам,
проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим
3:16).
Самый первый новозаветный автор, апостол Павел, не пишет прямо о
Вознесении Христа, но много сообщает о возвращении Иисуса из мира
Божьего. Например, в самом раннем своем послании Павел говорит, что
фессалоникийцы ожидают с Небес Сына Его, которого Он воскресил из
мертвых, Иисуса… (1 Фес 1:10; ср. 4:16).
И в евангельской традиции (у евангелистов Марка, Матфея и Луки) мы
встречаем многочисленные высказывания о возвращении Христа (Мф 16:27;
24:30; 26:64; Мк 8:38; 13:26; Лк 21:27; 22:69). Но предполагать
возвращение можно только в отношении того, кто куда-то ушел.
Итак, можно с уверенностью сказать, что Новый Завет утверждает, что
Воскресший пребывает теперь с Отцом Небесным, в мире ином, или, если
пользоваться языком древних метафор, Сын ныне пребывает на Небесах.
Куда переместился Воскресший?
Хотя Новый Завет однозначно говорит о пребывании Воскресшего Христа с
Отцом, в славе Божией, или на Престоле Божием, новозаветные авторы
избегают говорить о том, что Иисус попал туда благодаря полету, то есть
какому-то физическому перемещению на Небо.
Одна группа текстов говорит просто о вознесенном положении Христа.
Другая говорит о перемещении Христа на Небеса, но не поясняет, как это
происходит. В некоторых текстах упоминается слово Вознесение или его
эквивалент (Рим 10:6–8; Еф 4:7–11), в других специальные термины
пропущены (Евр 4:14; 6:19–20; 1 Пет 3:22).
Много об этом пишет евангелист Иоанн. Для него Иисус — это Тот, Кто
спускается с Небес и впоследствии туда возвращается. Трижды Иоанн
говорит о восхождении Сына (Ин 3:13; 6:62; 20:17), но обычно употребляет
термин «путешествие » (греч. poreuomai), «уход» (греч.hypago), или
«возвышение» (греч. hypsoo).
Рассказ о Вознесении у Евангелиста Луки
Итак, в нашем небольшом очерке мы рассмотрели разные аспекты, связанные с
событием Вознесения Иисуса Христа. Подведем итоги и вспомним, о чем мы
говорили.
После Воскресения Иисус Христос какое-то время пребывает с учениками в
нашем мире. Продолжительность этого времени никто из авторов Нового
Завета, кроме апостола Луки, не фиксирует.
Потом явления Воскресшего прекращаются, что позволяет говорить об уходе Христа от учеников. Куда? На Небеса, к Богу.
Евангелист Лука объясняет тайну пребывания Воскресшего с учениками и
одновременно подчеркивает величие события ухода на Небеса: он говорит,
что Христос пребывает с Апостолами символическое число времени — сорок
дней.
То, что произошло с Воскресшим Иисусом после периода Его явлений,
новозаветные авторы объясняют библейскими образными выражениями.
Ключевым здесь становится ветхозаветный текст Сказал Господь Господу
моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног
Твоих (Пс 109:1).
Новозаветные авторы избегают натурализма в описании ухода Иисуса на
Небеса. (Нужно помнить, что небо — это тоже условное указание на место
пребывания Господа. Во времена Христа никто не считал, что Бог находится
на небе, которое над нашей головой. Библейские «небеса» (др.-евр.
шамаим) были символическим местом пребывания Бога. Поэтому, когда
Христос заповедует молиться «Отче наш, сущий на небесах…», Он
подразумевает скорее духовное небо, чем что-то имеющее отношение к
нашему космосу.
Евангелист Лука не смущается открыто и прямолинейно писать об уходе
Христа к Богу Отцу как о полете, перемещении в пространстве. Возможно,
он это делает, имея в виду многочисленные тексты (греко-римские и
иудейские), сообщавшие о подобных историях. Может быть, Лука хотел
показать читателям, что Иисус прославлен, подобно другим великим древним
героям, может быть, просто пользуется традиционными выражениями и
образами, понятными читателям его времени и культуры.
Мы не знаем насколько рассказ евангелиста Луки соответствует
исторической действительности. Осторожность в описании этого события у
других новозаветных авторов наводит на мысль, что событие Вознесения
было сокровенным, а не публичным. Но происходило ли все именно так, как
описывает Лука, или нет, не столь важно. Важно, что Лука, подарив нам
великолепный и выразительный рассказ о Вознесении, заключил туда бездну
богословских смыслов, открывать которые и черпать духовные сокровища
предстоит еще многим поколениям христиан.
Только Евангелист Лука не избегает использовать прямые образы полета,
восхождения. Он рассказывает об этом дважды — в своем Евангелии и в
книге Деяний святых апостолов.
Вот эти тексты:
…И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе
Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон [из города]
до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял
их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и
возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк 24:49–52).
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите
обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня… Вы примете силу, когда
сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во
всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в
глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо,
во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и
сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус,
вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его
восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы,
называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии
субботнего пути. И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и
Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и
Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова. Все они единодушно пребывали в
молитве и молении(Деян 1:4–14).
Эти тексты внимательно исследованы библеистами, и на сегодняшний день консенсус в общем достигнут по следующим пунктам:
Несмотря на кажущееся различие, эти два рассказа сообщают об одном и том
же событии, просто перед нами более короткая и более длинная версии. В
обоих отрывках упоминаются одиннадцать апостолов, проповедь всему миру,
необходимость оставаться в Иерусалиме до схождения Святого Духа, роль
апостолов как свидетелей Вознесения и факт возвращения одиннадцати в
Иерусалим. То есть схема рассказов одна и та же.
Несомненно, что, когда Лука составлял свой рассказ о Вознесении Христа,
он использовал иудейские и греко-римские образы, описывающие восхождение
на небеса древних героев.
Вот, например, что мы читаем у Тита Ливия в тексте, написанном незадолго
до Рождества Христова: «По свершении бессмертных этих трудов, когда
Ромул, созвав сходку на поле у Козьего болота, производил смотр войску,
внезапно с громом и грохотом поднялась буря, которая окутала царя густым
облаком, скрыв его от глаз сходки, и с той поры не было Ромула на
земле. Когда же непроглядная мгла вновь сменилась мирным сиянием дня и
общий ужас наконец улегся, все римляне увидели царское кресло пустым;
хотя они и поверили отцам, ближайшим очевидцам, что царь был унесен
вихрем, все же, будто пораженные страхом сиротства, хранили скорбное
молчание. Потом сперва немногие, а за ними все разом возглашают хвалу
Ромулу, богу, богом рожденному, царю и отцу города Рима, молят его о
мире, о том, чтобы, благой и милостивый, всегда хранил он свое
потомство» (История Рима. 1.16).
Много параллелей с рассказом Луки мы находим в иудейских историях того
времени о вознесении Еноха, Илии, Ездры, Варуха и Моисея. Там есть весь
тот набор, что и у Луки: гора, облако, поклонение присутствующих и проч.
Было обращено внимание, что в рассказе Луки о Вознесении Иисуса есть
много терминов, использующихся в 4 Цар 2:9–13, в описании взятия на небо
Илии (в варианте Септуагинты — перевода ветхозаветных книг на
древнегреческий, выполненного в Александрии в III-I веках до Р. Х.).
Тем не менее, несмотря на использование Лукой языка и образов, известных
античному читателю по другим памятникам, учеными не обнаружено прямых
заимствований из этих источников. Лука не пересказывает чужие
повествования, просто заменив действующих лиц на Иисуса и апостолов, а
говорит о некой совершенно оригинальной истории.
3. Почему Лука дает две версии времени Вознесения: в день Воскресения и через сорок дней?
Как это ни удивительно, но Лука, судя по всему, склонен говорить о
Вознесении как о событии, следующем непосредственно и сразу за
Воскресением.
Например, согласно свидетельству евангелиста Марка, на суде Христос
говорит: …И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и
грядущего на облаках небесных (Мк 14:62). Лука имеет перед собой
Евангелие от Марка, но дает нам другую версию: отныне Сын Человеческий
воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Весь текст и особенно слово
«отныне» показывает, что восседание Иисуса на Небесах должно последовать
сразу с Его Смертью, а не через сорок дней.
Или другой пример: в беседе с путниками по дороге в Эммаус Спаситель
говорит: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк
24:26). Здесь между Страданием, Воскресением и
Прославлением=Вознесением нет никакого зазора, они следуют
непосредственно друг за другом.
В Деяниях читаем: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак
Он, быв вознесен десницею Божиею… (2:32–33). И здесь Воскресение и
Вознесение мыслятся как неразделенные по времени события.
У Луки можно найти много других моментов, в которых не предполагается
какого-то продолжительного периода пребывания Воскресшего с учениками, а
говорится о Вознесении, непосредственно следующем за Воскресением (см.:
Деян 3:15–16; 4:10; 5:30–32; 10:40–43; 13:31–37).
Та история, которую Лука описывает в Евангелии, где Христос возносится в
самый день Своего Воскресения, на самом деле очень характерна для Луки;
она отражает его понимание, которое становится очевидным при
сопоставлении с другими цитатами этого автора.
Но тогда возникает вопрос: о чем же тогда говорит история из книги
Деяний? История, породившая праздник Вознесения, празднующийся на
сороковой день после Пасхи?
Благодаря такому длительному времени пребывания с учениками Лука может
показать, что Церковь является преемницей Предания, которое ей открыл
Воскресший: в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии
Божием (Деян 1:3).
Возможно, число сорок было использовано Лукой как антитеза
сорокадневному периоду искушения Иисуса в пустыне. Там Иисус провел
сорок дней в подготовке к Своему служению, здесь — Он это же время
готовит Апостолов к их служению.
Более выраженный акцент на пребывании Иисуса с учениками и на Вознесении
в Деяниях позволяет Луке сделать более плавный и органичный переход к
темам, которые для Деяний будут главными: христологии, пневматологии,
сотериологии, эсхатологии и миссиологии.
Христология (учение Церкви о Христе): торжественный уход Иисуса на
Небеса подчеркивает Его Воцарение там. Именно потому, что Иисус
царствует на Небесах, Его исповедают как Господа и Христа (Деян 2:33).
Пневматология (учение Церкви о Святом Духе): Святой Дух придет только
после ухода Иисуса, и тут подчеркивание ухода, Вознесения, служит
удачным прологом к Пятидесятнице — приходу Святого Духа.
Сотериология (учение Церкви о спасении): торжественное Вознесение служит
Луке удачной возможностью сделать акцент на одной из его любимых тем:
Иисус входит в Небесную славу через Страдания и дарует с Небесного
Престола прощение и Святого Духа всем кающимся и верующим в Него.
Эсхатология (учение Церкви о конце времен): о Вознесении Ангелы говорят:
Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы
видели Его восходящим на небо. Таким образом, Вознесение закладывает
фундамент для веры в возвращение Иисуса.
Миссиология (учение Церкви о проповеди Благой Вести): в день Вознесения
апостолы получают заповедь проповедовать Распятого, Который теперь
вознесен и пребывает в Славе Божией. Ученики сорок дней общались с
Воскресшим Учителем, так что теперь они наставлены в том, что и как
проповедовать миру. Осталось чуть-чуть подождать Духа Святого, который
их укрепит и окончательно просветит.
Таким образом, мы видим, что длительное пребывание Иисуса с учениками, а
потом Его торжественное восхождение на Небеса является для Луки важным
богословским прологом к дивной истории жизни и роста христианской
Церкви.
Начиная от первых веков, апостолы и святые отцы размышляли о том, чем явилось Вознесение для Христа и для нас, людей.
Для Иисуса Христа оно явилось последней точкой восхождения к Богу Отцу и высшей степенью прославления.
Своим Вознесением Господь Иисус Христос не только вошел в самое небо,
чтобы предстать… за нас пред лице Божие (Евр 9:24), но и прошел небеса
(Евр 4:14), восшел превыше всех небес (Еф 4:10) и воссел одесную Бога
(Мк 16:19; ср. Деян 7:55).
При этом нужно помнить, что Христос взошел в Небесную Славу в
человеческом теле. В том, Которое Страдало и Воскресло. Таким образом,
человеческое тело, рожденное от Девы, приняло участие в Пренебесной
Жизни, и в нем Господь Иисус Христос воссел одесную Бога Отца. С момента
Вознесения человеческая природа во Христе получила полное участие в
Божественной жизни и вечном блаженстве.
Как замечает блаж. Феодорит Кирский, «ныне, в день Вознесения, всё и вся
наполнилось радости… Ныне диавол оплакивает свое поражение, взирая на
наше тело, восходящее на небо… Ныне диавол сетует, говоря: что делать
мне, несчастному? Все, кого я, как быстрокрылый сокол, захватил,
отнимаются у меня, и со всех сторон я побежден. Перехитрил меня Сын
Марии. Не знал я, что в человеческом теле кроется Бог».
Вознесение и пребывание одесную Бога Отца — это продолжение того
Спасения, которое Христос дарует верующим в Него: «восседание Спасителя
одесную Бога Отца означает Его продолжение спасения мира путем Его
заступничества, посредничества перед Богом Отцом за человеческий род»
(преподобный Иустин Попович). Автор послания к Евреям говорит: Христос
вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать
ныне за нас пред лице Божие (Евр 9:24). Зачем предстать? Чтобы
ходатайствовать за нас пред Богом. «То, что Спаситель носит тело, —
говорит блаженный Феофилакт, — и не сбросил его с Себя — сие самое и
есть заступничество и ходатайство пред Отцем. Ибо, взирая на тело, Отец
вспоминает ту любовь к людям, ради которой Его Сын принял тело, и
приклоняется к состраданию и милости».
Емко значение Вознесения Господня передано в кондаке праздника, сочиненном преподобным Романом Сладкопевцем:
«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным,
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая
неотступный, и вопия любящим Тя: Аз еcмь с вами и никтоже на Вы».
Русский перевод: «Исполнив домостроительство спасения нашего за нас и
соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе, Христе, Боже наш,
никаким образом (от нас) не отлучаяся, но пребывая неизменным, и вопия к
любящим Тебя: Я с вами, и никто на вас».
Точно ли сорок дней?
Итак, если для Евангелиста Луки Вознесение тесно связано с Воскресением,
почему Лука рассказывает о сорокадневном периоде явлений Иисуса?
Начнем с того, что первохристианская традиция никогда не говорила, что
Иисус вознесся сразу после Воскресения. Это произошло через какое-то
время, то есть период пребывания с учениками, несомненно, был. Как мы
увидели выше, для Луки Вознесение тесно связано с Воскресением Иисуса и
Лука обычно надолго эти два события не разделяет.
Тогда почему Лука рисует нам такой длительный, сорокадневный период явлений Воскресшего?
Во-первых, он конкретно и внятно (как до него не делалось) утверждает некий период пребывания с учениками воскресшего Иисуса.
Во-вторых, ему важна эта мысль в перспективе дальнейшего повествования
книги Деяний, которую она и открывает. В каком-то смысле Лука делает ее
ключом ко всей книге Деяний и к истории жизни ранней Церкви.
Сначала в Евангелии крупной кистью, а потом, в книге Деяний, мелкой
кистью Лука рисует икону ухода Иисуса из нашего мира на Небеса. Здесь и
ангелы — свидетели события (их двое, потому что по иудейским
представлениям только свидетельство двоих имеет значение); здесь облако
(символ шехины — Славы Божией); радость учеников, потому что их Учитель
теперь — прославленный Богом Царь Небесный.
Вознесение Христа, по мысли следующих поколений христиан, — это
уникальное событие: прославление человеческого тела, которое имел
Воскресший Иисус Христос, предпосылка для дарования верующим Духа
Святого и, благодаря небесному воцарению, распространение власти Христа
над всей Вселенной.

Рубрики: Словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *