Пожертвовать на восстановление храма

руб.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКАЯ
Празднование 18 июня / 1 июля
Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи,
святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас
бо ради молит Богородица Превечного Бога.
Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской

Икона Божией Матери Боголюбская ныне насчитывается
немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть
написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько
образов Богородицы в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы
«Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-С венская… К
ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная
утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых
девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в
Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии
поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града
Владимира (а оттуда в 1395 году — в Москву). Тем самым Боголюбская,
одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла
благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола
Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов
церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. 
Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский
покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить
великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и
чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на
расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как
вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить
на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен
видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к
Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе,
написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и
установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для
этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и
предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия
возлюбила место сие».
Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и
принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных — бояр
Кучковичей.
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая
всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний
покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века
росли.
В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить
список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А
богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ
Боголюбской золотым крестом.
На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и
встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося
перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и
основанная им в Боголюбове обитель.
В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков
(1844—1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный, по строгости
общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному
разрушению».
Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты
первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в
цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в
том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз
пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином,
что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния. Поэтому
в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея
реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский
реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).
Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М. В. Романова
снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она
постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до
конца XIII века) записи; только к 1970-му удалось дойти до
первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток
этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII
века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе,
услыши молитву мою…»)    уже в XVIII столетии; изначально их не было.
Хитон (нижнее одеяние) Богородицы — — зеленовато-серого
цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) -коричневый, тени на нем
написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и
плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из
драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким
же был изначально венец вокруг Ее главы.
Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы
Михаил и Гавриил — в этом предание видит изображение личных моленных
икон князя Андрея Боголюбского.
Семь лет (1971 — 1976) ушло у М. В. Романовой на то, чтобы
тонировать утраченные места. Еще в процессе реставрации Боголюбская
икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в
Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое»,
видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с
фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям
искусствоведов.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над
Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены
молящиеся святители и блаженные Московские, и сам этот особый извод, в
XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно
московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.
Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по
старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после
чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня
ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». На это время езда
через Варварские ворота прекращалась — — вся площадь заполнялась
богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771
году зародился знаменитый «Чумной бунт» — после того, как архиепископ
Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам
искать у Боголюбской исцеления от чумы. Шатровую часовню XIX века снесли
в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние
Варварские ворота • ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем
подземном переходе. Сам чудотворный список пребывает ныне в
Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь
молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ
спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по
понедельникам). 
В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери
был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница
бояр Нарышкиных); в северной же столице — лишь домовый храм при
Александре-Невском приюте — доме призрения бедных духовного звания в
конце Невского проспекта.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской
губернии — в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX
столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе
(прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии — — в селе Зимарово
близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии —
— в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в
Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия
(прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение
моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью
благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.
В ее честь были устроены обители: мужская — «Киновия»,
приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского
скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые
Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом
Макарьевом).
Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под
Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский,
соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и
приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на
Нерли.
Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном
«климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина
монастыря во Владимире.  
Тропарь, глас 1:
Боголюбивая Царице, Неискусномужная Дево, Богородице Марие!
Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа
Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов
изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и
страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя
брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею
покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси
души наша.
Молитва
О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо
нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и
любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное
пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да,
презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная
Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри
церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от
всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси
от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани
нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса,
потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в
мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати!
Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини
наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда
пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь
нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем
преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *