Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Поздравляем женщин- христианок с этим праздником.               Христос Воскресе! Праздник жен-мироносиц в этот   воскресный день, братья и сестры, Святая Церковь посвящает тем, кто первыми услышали весть о Воскресении Христовом, и кто первыми удостоился увидеть Воскресшего Христа. Святой апостол и евангелист Марк, Евангелие которого было предложено нашему благочестивому вниманию за сей Божественной литургией, рассказывает: «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собой: кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16,1-3) Эти жены-мироносицы, а именно они первыми узнали о том, что Христос Воскрес, и первыми увидели Его Воскресшим, беззаветно служили Господу во время Его земной проповеди. Евангелисты повествуют о том, как Христос избирал Себе учеников, но ничего не говорят в Евангелии о том, что Он призвал на служение Себе этих женщин. Они сами добровольно, без всякого приглашения — по любви, оставив свои дома и семейства, пошли за Христом и неотступно были с Ним во все дни Его проповеди вечно живой евангельской Истины. Из Святого Евангелия мы знаем имена лишь некоторых из них: это — Мария Магдалина, исцеленная Иисусом от тяжкого недуга; Мария Иосиева (или Иаковлева) — мать Иосии и Иакова — апостола из 12-ти; Саломия — мать сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна — учеников Христовых. Мы знаем, как эти братья любили Господа, а Иоанн был к тому же любимейшим учеником Христа. И эту любовь к Господу Иакову и Иоанну, несомненно, привила их мать. Среди жен-мироносиц были так же Сусанна и Иоанна — жена домоправителя царя Ирода.        Но, конечно же, первой из жен-мироносиц узнала радостную весть о Воскресении и увидела Воскресшего Господа Его Пречистая Матерь. Может возникнуть вопрос, почему Евангелие не упоминает о том, что среди жен-мироносиц была Дева Мария? Я думаю, не нужно много раз повторять, что лишь отдельные штрихи жизни Богородицы обозначены в Священном Писании. Почему так? Да потому, что Дева Мария, являясь воплощением кротости и смирения, просила учеников Христовых ничего не писать о Ней. Апостолы не могли ослушаться Ее и поэтому так мало упоминаний о Ней в Священном Писании. Но если даже рассуждать по-человечески, то становится очевидным, что первой, кому мог явиться Воскресший Христос, конечно же, была Его Мать, Которая так много страдала во время Его земной жизни и, особенно, во время Его крестных страданий и смерти. Мы знаем из Предания Церкви, что не выдержало материнское сердце надругательств и насмешек над Ее Божественным Сыном на Голгофе, Она упала без чувств, и Ее отнесли в сторону от креста. И, конечно, Господь знал томления и терзания Своей Матери, знал, что «страшное оружие» пронзило Ее сердце, и не мог не явиться Ей прежде всех остальных людей, чтобы засвидетельствовать Свое Воскресение.        Но сегодня Святая Церковь вспоминает не только жен-мироносиц — постоянных спутниц земной жизни Спасителя. Они были рядом и во время Его страданий, когда ученики в страхе разбежались, и после погребения не побоялись презрения людей и преследования властей. Эти женщины никогда не покидали Господа, окружая Его своей беззаветной, даже безрассудной любовью в хорошем смысле этого слова, и я не побоюсь этого выражения, потому что настоящая любовь исходит не от рассудка, а от сердца. И, как всякая истинная любовь, их любовь не знала страха. Избавились от страха в последние дни жизни Христа и два тайных Его ученика — Иосиф Аримафейский — этот богатый человек, занимающий высокое положение в иудейском обществе, и Никодим — «князь жидовский», который был членом синедриона (правда, впоследствии его изгнали оттуда, узнав, что он последователь Христов). Святая Церковь вспоминает сегодня и этих людей. Они являлись тайными учениками, когда Господь проповедовал на земле, они еще не были готовы открыто заявить о своей приверженности Христу. Этот момент настал позже — тогда, когда Христа оставили все Его ученики, кроме Иоанна и жен- мироносиц; когда двое Его учеников не только бросили своего Божественного Учителя в критический момент, но и предали Его. И мы знаем, что одним из них был Иуда Искариотский, а другим — апостол Петр, который трижды отрекся от Иисуса. Именно здесь тайные ученики становятся явными, мужественно свидетельствующими, что они ученики Христовы. Посмотрите, что делает Иосиф: он идет к Пилату, не страшась последствий, которые могли быть ужасными и для него самого, и для его родных и близких, и просит разрешения снять Тело возлюбленного Учителя для погребения в своем фамильном склепе — в той пещере, которую он приготовил, может быть, для самого себя. И Никодим был здесь — рядом.        Когда мы читаем об этом в Священном Писании, то, к сожалению, мало задумываемся над этим подвигом (а это действительно — подвиг). Нам кажется, что все это вполне естественно, так и должно было быть. Но давайте еще раз вспомним и представим ту обстановку, которая окружала Христа во время Его земной проповеди. Это — страшная ненависть, презрение, исходящие не от простого народа, а от власть имущих, а главное — страх растущей популярности Христа, угрожающей их положению, и зависть, которая не останавливается ни перед чем и сметает все на своем пути. Тем не менее, ни жены-мироносицы, ни Иосиф с Никодимом не оставляют своего Господа в момент Его страданий и смерти. Здесь мне вспоминаются слова Владыки Сурожского Антония, который в беседе на сегодняшний воскресный день сказал, что ни убеждения и даже ни глубокая убежденность не могут пересилить страх смерти, оставленности и позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела и без оглядки.        Да, братья и сестры, не убеждения влекли этих людей за Христом, а, прежде всего, их беззаветная, заставляющая забыть о себе безрассудная любовь, которой они возлюбили Господа. Именно она подвигла их следовать за Ним до конца и служить Ему, чем только возможно, даже мертвому. Поэтому не случайно уже в следующий день после субботы эти жены, взяв сосуды с драгоценным нардовым миром спешат ко гробу, чтобы умастить Пречистое Тело этими ароматными маслами. Это мы сейчас знаем, что Христос Воскрес, что Своим Воскресением Он победил смерть, что Своим Воскресением Он низверг господствующее в мире зло и дал человеку возможность победы над грехом. Но давайте себе представим, хотя это и очень трудно, ту психологию, то, чем жили мироносицы в тот самый момент раннего утра первого дня после субботы. Они погребли своего любимого Учителя, и мыслей о Его Воскресении у них не возникало, потому что ранее сказанные Спасителем слова о Своем Воскресении ими воспринимались как непонятная аллегория. Они только знали, что ненависть, злоба правят в иудейском обществе; толпа, возбужденная первосвященниками, готова растерзать каждого, кто назовет себя последователем Христа; весь Иерусалим, несмотря на иудейскую Пасху, гудит, как потревоженный улей, обсуждая то событие, которое случилось позавчера, когда распяли Иисуса Назарянина на Голгофе. Казалось бы, жутко, страшно, невозможно в этих условиях открыть свою приверженность ко Христу! Но мироносицы, лишь только рассвело, спешат ко гробу… Преодолен страх, неуверенность, и поразительно, но в тот момент единственно, что их беспокоило — кто же им отвалит большой камень от гроба. Они знали, что большой камень привален, а женщина всегда была, есть и будет хрупким созданием, хотя, конечно, если вспомнить историю, к примеру, Великую Отечественную войну, то все, что тогда вынесли женщины, подчас было не под силу и мужчинам.        Так вот, когда мироносицы подошли ко гробу, как пишет апостол и евангелист Марк, «взглянув, видят, что камень отвален» (Мк. 16,4). Когда мы, братья и сестры, в пасхальную ночь выходим на крестный ход, и все «едиными усты и единым сердцем» поем «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси…», мы знаем о том, что Христос Воскрес. Но ведь этот крестный ход символизирует и напоминает о том самом приходе ко гробу жен-мироносиц. Мы, подобно им, исходим ко гробу Господню навстречу Воскресшему Христу, и в это время совершается колокольный звон. Первый удар колокола напоминает нам евангельские слова: «камень отвален от гроба» (ст. 4); второй удар — «и вошедши во гроб увидели юношу, сидящего по правую сторону» (ст. 5), и вот начинается пасхальный перезвон — «не ужасайтесь, Иисуса ищете Назарянина распятого, Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где был Он положен» (ст. 6). Далее апостол Марк пишет: «Скажите ученикам и Петру……» (ст. 7). Эти слова не случайны: мы знаем, что произошло с апостолом Петром во время страданий Христа, что он трижды отрекся от своего Божественного Учителя, но так же мы знаем и о его покаянии. И смотрите, Христос уже принимает это покаяние — через Ангела, через жен-мироносиц Он возвещает Петру о Своем Воскресении, а, значит, и о прощении. И чуть позже, когда на Тивериадском озере произойдет их встреча, из беседы Иисуса с Петром нам ясно будет показано это принятие Господом покаяния от Своего ученика. Христос трижды вопрошал Петра, любит ли он Его, а Петр трижды свидетельствовал о своей любви. Но вернемся к женам-мироносицам. Услышав о Воскресении Христа (а апостол Марк описывает и их внутреннее состояние), они, «вышедши, побежали из гроба, их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» (ст. 8). А вот апостол Матфей добавляет, что помимо страха, у них была еще и радость — радость о Воскресшем Божественном Учителе.        В истории нашей Церкви подвиг жен-мироносиц повторили очень многие святые подвижницы веры и благочестия. Я хочу напомнить лишь некоторые имена этих святых жен, потому что невозможно перечислить все те имена, которые почитает и прославляет Святая Христова Православная Церковь за их беззаветный, а скорее, даже безрассудный подвиг любви к своему Господу. Вместе с женами- апостолами Святая Церковь прославляет и святых жен-диаконисс. Правда, мы сейчас потеряли и забыли этот институт, который существовал в Церкви. Эти женщины посвящали себя на служение Церкви и потому назывались диакониссами. И первой среди них была женщина-диаконисса Фива. Жены-первомученицы, и среди них первая — Фекла. Жены-великомученицы — это целый сонм женщин — Варвара, Екатерина, Параскева… Жены-мученицы — Александра, Анастасия, Ирина, Галина, Ника, Вероника… Жены-матери и воспитательницы: Анфуса, Макрина, Моника, Софья… Жены-просветительницы — Елена, Ольга, Нина. Жены-правительницы — Тамара, Анна, Людмила, Александра. Жены-семейственницы — Наталья… Жены- инокини — Евпраксия… Жены-пустынницы — Мария Египетская… Да сколько можно было бы сейчас перечислять эти имена святых подвижниц веры и благочестия — святых женщин, которые так возлюбили Господа, что всю свою жизнь, подобно женам-мироносицам, посвятили на служение Христу.        Какой замечательный и назидательный урок для нас, братья и сестры, а особенно для вас, наши милые женщины-христианки! К сожалению, наша жизнь свидетельствует о том, что мы не можем возлюбить Бога так, как Его любили Иосиф и Никодим, как Мария Магдалина, Марфа и Мария, которые были сестрами Лазаря. Мария и Марфа не шли за Христом, сопровождая везде во время Его земной проповеди, но с какой любовью они встречали Его в своем доме! С какой любовью Мария сидела у ног Иисусовых и слагала каждое произнесенное Им слово в своем сердце. А как бы и нам было полезно, во образ этой Марии, так же сидеть у ног Спасителя, слагая каждое Его слово в своем сердце, ловить каждое слово и руководствоваться этим словом в жизни. Что нам мешает? Та земная суета, которая как паутина, обволакивает нас и не дает нам возможности все сердце свое отдать Господу. Чаще всего наше сердце разрывается между земными пристрастиями, окружающими нас, и на любовь к Богу у нас просто не хватает сердца. И это страшно!        Как говорил один из исповедников нашей Церкви, святитель Лука, архиепископ Симферопольский, «пойдемте и мы путем святых жен-мироносиц, путем любви и преданности Господу нашему Иисусу Христу, сознавая, что этот путь нелегок, этот путь тернист». На этом пути нам придется встретиться со многими искушениями, с тем непониманием, а, может быть, даже с открытым презрением и враждебностью внешнего мира, когда о верующем человеке говорят с усмешкой, как о человеке небольшого ума, который ничего, кроме Бога и знать-то не хочет. Эти люди рассуждают примерно так: «Как прекрасен этот мир, сколько удовольствий и наслаждений предлагает он человеку! А эти церковники забрались в свои церкви, как в катакомбы, и сидят там, молятся и бьют поклоны. Они либо совсем глупы и безграмотны, либо просто преследуют определенные корыстные цели и морочат доверчивым людям головы ради своей выгоды. Мы-то на эту удочку не попадемся! Мы будем пользоваться радостями мира, беря их не только руками, но и подгребая ногами, и зубами еще прихватывая!.. А они говорят, что нет другого счастья, как любить своего Господа! Что это? Смех, да и только!»        Так рассуждает мир. Так всегда относился мир к тем, кто искренне, самоотверженно, безрассудно шел за своим Господом. Но «мир во зле лежит» (1Ин. 5,9), и не надо бояться его. Все окружающее нас нужно воспринимать как естественное положение вещей, ибо Господь предупреждал нас об этом: «В мире скорбны будете»  ( Ин. 16,38). Но мы должны помнить и знать, что Господь нас никогда не оставит и в любой момент готов протянуть нам руку помощи, дать нам Свою Божественную радость и благодать. Только нужно доверять Ему и жить по- Божьи. И не убеждения должны нас вести за Христом, а, прежде всего, самоотверженная любовь. А если вдруг встанет вопрос жизни и смерти (а это возможно и в нашей земной жизни), нам надо будет выбирать, с кем мы — со Христом или против Христа, то чтобы все мы, любя своего Господа, могли твердо сказать, что мы со Христом, и ни люди, ни ангелы, ни настоящее, ни будущее, ни смерть и ни жизнь — ничто не может нас разлучить со Христом (см. Рим. 8,38). Вот какой урок всем нам сегодня преподносят святые жены-мироносицы, память которых Святая Церковь совершает в этот третий воскресный день после праздника Светлого Христова Воскресения.        Будем молиться и святым мироносицам, и праведным Иосифу и Никодиму, чтобы их молитвами Господь сподобил и нас той же беззаветной и безрассудной любви к Нему, которая, проведя нас по этому жизненному пути, привела бы нас к нашему Богу. Я хочу сегодня поздравить наших женщин-христианок с этим замечательным праздником и пожелать любви к Богу, которая помогла бы вам достойно пронести звание, очень высокое и ответственное — звание женщины- христианки. Аминь. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Рубрики:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *