Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей
строгостью, и их богослужения – продолжительностью. Это время особого
покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают
богослужения этих седмиц. По уставу, в понедельник и вторник первой
седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи;
первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу
после литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни предписывается
сухоядение, то есть пища без масла. Разумеется, для слабых, больных,
престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по
благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы
можно вкушать постную пищу. Рыба разрешается всего два раза за весь
пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не
выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное
воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем)
разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное
масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной
седмице) и воскресеньям.                    ОсобенностьВеликопостного Богослужения – совершение литургий только по субботам ивоскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами. Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.

В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива”
(отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора
Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он
открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить
кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение
недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.
Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия.
Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой
Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме
совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь
анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов
Православия, и славословит его защитников. Неделя вторая Великого поста
чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель
ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.
Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе
прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного
подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на
середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое
же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий
пост достигает своей середины.    Неделя четвертая Великого поста
предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного
Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”. В среду на пятой седмице
совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея
Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она
называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской. В
субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице,
которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от
врагов.     Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению
подвигов преподобной Марии Египетской. Суббота перед праздником Входа
Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается
воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в
доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения.
Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть,
поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать
память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.    Неделя
шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии –
вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в
Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так
как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это
праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа
Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего
Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках
“знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.     Во
время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва
святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности,
уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,
смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи
Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко
благословен еси во веки веков, аминь.»    Три субботы — второй,
третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения
усопших: Великопостные родительские субботы. Так же, как и в субботу
мясопустную, в эти дни совершаются усиленные молитвы и служатся панихиды
за уже умерших родственников и знакомых, и не знакомых тоже – тех, за
кого некому молиться. По сложившейся традиции Великим постом проводятся
Соборования, расписание которых в каждом храме составляется отдельно.
Вербным Воскресеньем заканчивается четыредесятница и наступают Великие
дни, или Страстная седмица (Седьмая последняя неделя Великого поста). В
храме читают Евангелие Страстей Христовых (Страданий Христовых), как Он
был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на
Кресте. Пост на этой седмицы, как и на первой, строгий (то есть без
масла). А в Великую Пятницу – в день всеобщей скорби о распятом
Спасителе – принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного
чина погребения Плащаницы Господа, то есть особого покрывала с
изображением Христа, лежащего во гробе.     Каждый день седмицы
имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В эту
неделю верующие начинают готовиться к Пасхе и стараются чаще посещать
храм. В Великий Понедельник Церковь вспоминает иссушение бесплодной
смоковницы, у которой Иисус Христос не нашел истинного плода, обличил ее
и проклял. Эта смоковница изображает не только сонмище иудейское, но
также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования
об иссушении смоковницы, читается Евангелие с притчей о неправедных
виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, а потом и его сына.
Притча изображает ожесточение иудеев, избивавших прежде пророков, а
потом распявших и Сына Божия, пришедшего на землю. Этой притчей Церковь
поучает нас не уподобляться этим виноградарям, дерзостно нарушая
заповеди апостольские и Господни и тем самым продолжая распинать Сына
Божия своими грехами. Свое содержание церковная служба Великого Вторника
заимствует из притч о десяти девах, о талантах и из продолжения
положенного в Великий Понедельник повествования о Втором пришествии
Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь учит верующих духовному
бодрствованию, особенно необходимому в дни сопереживания страданиям
Господа за нас; притча о талантах побуждает к употреблению дарованных
нам способностей и сил на служение Господу, особенно делами милосердия,
которые Он принимает как личную заслугу Себе Самому: так как вы сделали
это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. (Мф. 25, 40). В
Великую Среду прославляется жена-грешница, не пожалевшая для Господа
драгоценного мира, и порицается сребролюбие и предательство Иуды.
Из всех дней последней седмицы особенно выделяется Великий Четверток.
Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую
Иисус Христос собрал Своих учеников в первый день иудейской пасхи. На
этой трапезе Спаситель преломил хлеб и раздавая учениками, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и
сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за
многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28). Так впервые
Иисус Христос Сам установил таинство Причащения. Великий Четверг также
называют еще “Чистым” – в этот день христиане, искренне покаявшись на
исповеди, с чистой совестью приступают к Чаше Господней. В Великий
Четверток вечером в храме совершается “Последование святых и
спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа”. Верующие назидаются
слушанием полной евангельской истории Страстей Христовых, извлеченной
из четырех Евангелий и разделенных на 12 чтений. В Святой и Великий
Пяток литургии не бывает в воспоминание того, что в этот день Сам
Господь принес Себя в Жертву. Совершаются лишь Царские Часы. Вечерня
служится в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. В
конце этой службы совершается вынос Плащаницы, перед которой читается
умилительный канон “О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы”.
Молящиеся прикладываются к Плащанице и положенному поверх ее Евангелию.
Плащаница находится на середине храма в продолжение трех дней,
напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. (В этот
день разрешается вкушать пищу только после окончании чина погребения
Плащаницы Господа.) Все богослужение Великой Субботы представляет
умилительное сочетание противоположных чувствований – скорби и отрады,
горя и радости, слез и светлого ликования. На вечерне читаются 15
паремий (текстов из Священного Писания). В этих паремиях собраны почти
все главные пророчества и прообразы Ветхого Завета, относящиеся к Иисусу
Христу. В Древней Церкви во время чтения паремий Великой Субботы
совершалось таинство Крещения для того, чтобы готовившиеся стать
христианами могли вкусить пасхальной радости вместе с верными. После
чтения Апостола священнослужители в алтаре переоблачаются в светлое. По
окончании литургии до начала полунощницы освящают куличи, творожные
пасхи, крашеные яйца. Заканчивается Страстная седмица торжественным
празднованием Пасхи – Светлого Христова Воскресения. Воскресение из
мертвых Иисуса Христа во плоти – прообраз всеобщего воскресения из
мертвых всех людей в день Страшного Суда и обетование жизни вечной,
уготованной Богом праведникам. Это праздник для тех, кто, исполняя
заповеди Христовы, в земной своей жизни сораспинается со Христом, ведя
духовную брань со страстями и грехом. Великий пост является путем ко дню
Светлого Христова Воскресения и несет в себе смысл сораспятия и
совоскресения нас со Христом.   После праздника Пасхи следует
сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется:
“разрешение на вся”. Но вступать в супружеские отношения в эти дни,
согласно церковным правилам, еще не дозволяется, чтобы чувственные
удовольствия не перебивали духовную радость.    В следующий за
пасхальной седмицей период от Антипасхи до праздника Пятидесятницы пост в
среду и пятницу возобновляется, но по уставу в эти дни можно есть рыбу.
Вслед за днем Святой Троицы (Пятидесятницы), празднуемой через семь
недель после Пасхи, перед Петровым постом наступает сплошная Троицкая
седмица, на которой пост в среду и пятницу снова отменяется. 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *